Правительство Юлии Тимошенко выступило с инициативой увеличения в девять раз ставки акцизного сбора на винодельческую продукцию. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Если депутаты его одобрят, отрасль виноградарства и виноделия, бюджетообразующую для Крыма, ждёт крах. Возмущённые виноградари и виноделы, которых Кабмин собрался пустить по миру, вынуждены выйти на акции протеста, которые уже состоялись в Закарпатье, Одессе и Крыму. За восемнадцать лет независимости Украины власти по сути ничего не сделали для развития винодельческой отрасли. Это привело к тому, что импортные вина потеснили украинские с полок магазинов и супермаркетов.
- Сегодня мы имеем акцизный сбор на креплёную группу в размере пятидесяти копеек, - говорит председатель ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Петренко. - А с момента введения закона в действие его хотят поднять до двадцати семи гривен за литр стопроцентного спирта. В пересчёте налог с бутылки вина составит 4,59 гривны, то есть повысится в девять раз.
В результате бутылка креплёного виноградного вина в торговой сети будет стоить не меньше, чем бутылка водки, а самым доступным для основной массы населения опять станет самогон. Это приведёт к тому, что винзаводы лишатся рынка сбыта своей продукции, что на руку как производителям крепких алкогольных напитков, так и подпольным цехам по розливу суррогата. В похожей ситуации винодельческая отрасль уже была в начале девяностых годов, когда под флагом борьбы за трезвый образ жизни прошла волна уничтожения элитных виноградников крымского Южнобережья, восстановить потенциал которых не удалось до сих пор. В результате развала виноградарства и виноделия расцвёл фальсификат кустарного производства. Сейчас тенденция несколько иная: высвобождающиеся ниши на рынке алкогольной продукции моментально заполняет всё тот же фальсификат, но уже фабричного производства, в том числе заграничного происхождения. Например, вина из порошкового концентрата, разбавленного водой, спиртом и ароматизаторами. Кстати, нелегальные заводы, выпускающие подобный суррогат, есть и в Крыму.
Попытка повышения акцизного сбора на вино уже предпринималась: в 2003-2004 годах ставка была поднята с пятидесяти до девяноста копеек. Правда, лишь на две группы вин - креплёные виноградные и плодово-ягодные. Но и этого хватило, чтобы уже через три месяца объём производства сократился более чем на сорок процентов. Чтобы спасти отрасль, правительство вернуло прежний акциз на виноградные вина. Но не на плодово-ягодные, поэтому заводы, которые специализировались на этих винах, просто закрылись. Как и следовало ожидать, остановка цехов по производству плодовых вин подрубила под корень садоводство. Дело в том, что только половина выращенных фруктов может быть реализована для потребления в свежем виде. Некондиционные яблоки и другие фрукты и ягоды шли на переработку виноделам и давали садоводческим предприятиям пусть небольшой, но достаточный для выживания доход. Когда их переработка «накрылась медным тазом», сады оказались нерентабельными и были заброшены. В результате наши торговые прилавки сегодня заполнены импортными яблоками, персиками, сливами и абрикосами. Если по такому же пути пойдёт виноградарство, шансов на выживание у него мало. В процентном соотношении столовые сорта винограда составляют лишь одну двадцатую часть всех посадок. Остальные девяносто пять процентов заняты техническими сортами, идущими на изготовление вин и коньячного спирта. Перекрыть качественным винам выход на рынок сбыта - то же самое, что вырубить тысячи гектаров многолетних насаждений виноградников, которые растут и плодоносят на непригодных ни для чего более каменистых почвах. В Крыму элитными сортами винограда засажены скалистые склоны Южного берега и подверженные эрозии предгорья, на которых землю среди камней ещё нужно поискать. Что случится, если эти виноградники окажутся невостребованными? Очевидно, часть площадей вдоль морского побережья уйдёт под коттеджи власть имущих, остальная территория обречена на превращение в пустыню.
Не стоит забывать и о том, что виноделие - социально ориентированная сфера с большой долей ручного труда. На Украине в ней задействовано более миллиона человек. Примерно столько же людей выполняют сезонные работы по уходу за виноградным кустом и сбору урожая, ещё около двухсот тысяч сдают свои земельные участки в аренду под виноградники. Таким образом, виноградарство является единственным источником доходов для миллионов сельчан, у которых мало шансов найти другую работу. - Отрасль наша, с одной стороны, крайне терпелива, а с другой - очень конструктивна, - сетует Сергей Петренко. - У Кабмина есть определённые проблемы: наполнение бюджета и требование международных институций поднять акцизы на подакцизную группу товаров. Мы понимаем это, но давайте подходить к решению взвешенно, подсчитывать, что отрасль способна выдержать реально.
Эксперты считают, что увеличить сборы в государственную казну, не затягивая удавку на шее винодельческой отрасли, можно. Если, к примеру, сейчас бутылка ординарного виноградного вина стоит восемь гривен, а водки - шестнадцать, то акциз вполне можно поднять на пятьдесять процентов, что увеличит стоимость вина до девяти гривен. В этом случае минимальный рост налога не ударит по карману ни покупателя, ни производителя. Если же поднять акцизный сбор в девять раз, как предлагает Кабмин, в бюджет вообще может не попасть ни копейки.
Виноделы считают, что на самом деле правительство лоббирует интересы водочников, которые заинтересованы в увеличении потребления крепких спиртных напитков. В подтверждение они приводят следующие данные: для водки акциз поднимают на шестнадцать процентов, а для виноделия - на девятьсот. При этом производственный цикл для водочной продукции составляет всего две-три недели, а хорошее вино созревает полтора-два года. Последние несколько лет наблюдается падение продажи легальных вин на фоне увеличения объёмов «левого» алкоголя. Все беды украинских виноделов начались в 2004 году, когда было подписано соглашение о беспошлинной торговле винами, спиртом и виноматериалами с Македонией, Молдавией и Грузией. После отмены пошлины из Молдавии на Украину «полилось» вино по цене менее четырёх гривен за бутылку, начались теневые поставки коньячного спирта из Грузии и Молдавии, в которых это сырьё не производится. В результате полулегальный импорт почти вытеснил с украинского рынка натуральные вина и коньяки собственного производства.
По словам директора Инкерманского завода марочных вин Анатолия Филиппова, наступил период, когда натуральные столовые вина в отдельных хозяйствах просто не имеют сбыта. «В это же время имеет сбыт дикий фальсификат, который в прежние времена называли бормотухой. Суррогат идёт, а натурального вина, которое полезно для здоровья, нет. Разве это нормальная ситуация? Разве для этого мы вступали в ВТО?», - возмущается он.
Крымские виноделы уверены, что ситуация, складывающаяся на рынке алкоголя, носит политический характер и представляет собой тщательно разработанную схему, направленную против украинского производителя. Поэтому, чтобы сохранить производство, считают они, конфликт нужно выносить на обсуждение общественности. Пикеты виноделов, состоявшиеся в Симферополе, Одессе, Херсоне и Николаеве, стали «генеральной репетицией» перед походом на Кабмин. Украинских виноделов поддержали законодатели: 6 марта парламент принял Закон «О винограде и виноградном вине», регулирующий качество винодельческой продукции. Ужесточение требований к производителям пойдёт на пользу отрасли, поскольку уменьшится количество некачественной продукции и фальсификата. Однако вопрос с акцизом на продукцию виноделов по-прежнему не решён.
Наталия ГОНЧАРОВА. Газета "Крымская ПРАВДА"
|