В нынешнем году взаимоотношения между поставщиками и ритейлорами кардинально изменились. Теперь поставщики стали диктовать условия заказчикам.
В первую очередь изменения коснулись так называемых маркетинговых бюджетов, размер которых ранее ежегодно возрастал. Как правило, эти средства идут на продвижение товаров в магазинах сети: рекламу в сетевых бесплатных газетах, проведение различных промоакций и пр. В неформальных разговорах поставщики признаются, что в 2009 г. они сократили свои маркетинговые бюджеты в два-четыре раза и существенно изменили подход к их формированию. Теперь многие компании согласны оплачивать только конкретные услуги после их предоставления.
"Мы не отказываемся от маркетинговых бюджетов, мы их перераспределяем. Например, основной акцент при проведении промомероприятий в сетях будем делать на примоточные акции (привязывание к упаковке основного товара какого-нибудь пробника)", — говорят в компании "Сандора".
Плата за полку
Изменения коснулись и платы за полку. Как правило, поставщик может рассчитывать на бесплатную часть полки, которая сопоставима с его долей продаж в данной товарной категории, а за дополнительные места приходится доплачивать.
Теперь ввиду снижения спроса на дополнительные места многие сети уменьшили эту плату. Факт снижения маркетинговых бюджетов подтверждают и в украинских сетях.
По словам начальника отдела по связям с общественностью и прессой корпорации "АТБ" Анны Личман, с начала 2009 г. маркетинговая активность поставщиков в магазинах их сети действительно уменьшается.
"Продвижение продукции проводится только с помощью тех методов и действий, которые были эффективными в минувшем году", – подчеркивает коммерческий директор "Пакко Холдинга" (сети "Вопак", "Пакко") Сергей Шавлукевич.
Эксперты отмечают, что главной причиной, побудившей сети пойти на серьезные уступки поставщикам, стала боязнь остаться с пустыми полками.
"Первоочередная задача для нас — обеспечение ассортимента на полках магазина, поскольку в противном случае мы лишимся покупателей и будем нести убытки", – подчеркивает генеральный директор сети "Фаворит" Надежда Новикова.
Бонусы отменяются
Помимо непосредственно маркетинговых бюджетов часть сетей уменьшили так называемые бонусы: определенный процент, который берется от общей суммы продаж товаров конкретного поставщика в своей сети.
Некоторые ритейлоры снизили его на 1–2%, однако средний показатель по рынку остался на прошлогоднем уровне и составляет порядка 2–12%. Но с учетом обострения лояльности к поставщикам можно ожидать, что вскоре бонусы «похудеют» у всех.
Многим поставщикам в нынешнем году удалось прописать более выгодные для себя условия рассрочки платежей. Генеральный директор кондитерской компании "АВК" Андрей Дикунов подтверждает, что в нынешнем году сети больше всего внимания уделяют вопросу отсрочки платежа. При этом поставщики заняли жесткую позицию и в случае просрочек массово перестают поставлять свою продукцию в сети.
По материалам Деловая столица
|