Понедельник, 20.05.2024
AlcoMarketReport. Все о рынке алкоголя
Меню сайта
НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА
Главная » 2009 » Декабрь » 22 » Оно на радость нам дано
Оно на радость нам дано
14:56


Несмотря на кризис, производство тихих вин за уходящий год увеличилось. При этом народ постепенно переходит на крепленые. В 2009 году винный рынок Украины штормило "не по-детски": власть неоднократно высказывала намерение повысить акциз на винодельческую продукцию, причем иногда слова не расходились с делом. С рынка ушел десяток производителей, были введены минимальные цены на вино. Но отрасль выстояла. 

Несмотря на кризис, производство тихих вин за уходящий год увеличилось. При этом народ постепенно переходит на крепленые.


В 2009 году винный рынок Украины штормило "не по-детски": власть неоднократно высказывала намерение повысить акциз на винодельческую продукцию, причем иногда слова не расходились с делом. С рынка ушел десяток производителей, были введены минимальные цены на вино. Но отрасль выстояла.


Набродили


По данным Госкомстата, за январь-октябрь выпущено 18,832 млн. дал тихих вин, а за аналогичный период 2008-го - 17,781 млн. дал (рост - 5,9%). Директор по маркетингу торговой марки (TM) Oreanda Юлия Комарова прогнозирует, что в целом по нынешнему году производство вина составит более 22 млн. дал, что на 5,4% больше, чем в прошлом году.


Как заверяет директор по маркетингу завода марочных вин и коньяков "Коктебель" Наталия Ворожейкина, в последние три месяца 2009-го крепленые вина стали локомотивом роста рынка вина. По итогам первых девяти месяцев их производство увеличилось на 4,9%, составив почти 8,6 млн. декалитров, или 50,8% в общем объеме производства виноградных вин тихой группы в стране.


Виноделы утверждают, что в связи с экономическим кризисом наблюдается тенденция перехода украинцев на вина покрепче. И неудивительно, ведь на фоне дорожающей водки крепленые вина остаются самым дешевым напитком с высоким градусом (до 20% спирта). Их дешевизна связана и с маленьким акцизом - 50 копеек за литр. Акциз на литр водки (в пересчете с чистого спирта) составляет 13,60 гривни. Но, похоже, акциз на крепленые вина низким будет недолго. В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, который предлагает повысить акциз на крепленые вина (кроме марочных) до 34 грн/л стопроцентного спирта (как в водке). На марочные крепленые вина предложено оставить ставку акциза в размере 50 копеек за литр. Авторы документа - народные депутаты Владимир Арьев, Николай Катеринчук (оба - фракция "Наша Украина - Народная самооборона") и Валерий Баранов (Блок Литвина).


В 2009-м украинцы перешли не только на более крепкое вино, но и на более дешевый продукт. Директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" Сергей Петренко утверждает, что в нынешнем году доля самого низкого ценового сегмента увеличилась на шесть-восемь процентов, а среднего и "среднего минус" выросла приблизительно на 20%. По данным компании MEMRB (занимается ритейлерским аудитом), в натуральном выражении самыми популярными у потребителей являются вина по 20-30 гривен за 0,7 л - 28% рынка, по 20% приходится на вино по цене 30-50 и 10-15 гривен, 16% - 15-20 гривен, 15% - до 10 гривен, 1% - более 50 гривен.


"Учитывая введение с 1 декабря 2009 года минимальных розничных цен (МРЦ) на вино, доля сегмента 10-15 гривен должна сократиться из-за естественного урезания самой ценовой категории", - отмечает руководитель аналитического отдела "Первого национального винодельческого холдинга" (вина Inkerman, коньяки "Таврия", "Георгиевский", ALeXX, дистрибуция продукции компании Remy Cointreau в Украине) Кирилл Прихно.


Дешевле нельзя


С этого месяца правительство установило минимальные розничные цены - на уровне 12 гривен за единицу продукции - на вино в стеклянной таре 0,7 л и другой таре емкостью один литр. Кстати, среди производителей вина размер МРЦ долгое время был яблоком раздора. Одни предлагали установить границу на уровне девяти-десяти гривен за бутылку: мол, только так отечественный винодел сможет конкурировать с молдавским, поскольку наша страна после вступления в ВТО не имеет права вводить ценовые ограничения на импорт. При этом в рознице нередко попадались молдавские вина по девять гривен за бутылку. А другие, в основном крупные производители, настаивали на цене 13 гривен, чтобы вытеснить мелких конкурентов.


В итоге установленный размер минимальной цены устроил почти всех виноделов. "Введение минимальной цены в 12 гривен - это компромиссное решение", - уверяет Петренко. По их расчетам, именно при таком минимуме можно выйти на окупаемость производства натурального вина. "Введение минимальных цен немного откорректирует ситуацию на украинском рынке, поскольку при одинаковом уровне цен на низкокачественный винный напиток и натуральное вино украинский потребитель сможет выбрать лучшее", - считает Ворожейкина. По мнению Кирилла Прихно, 12 гривен за бутылку - это первый шаг на пути борьбы с некачественной продукцией на прилавках. "В дальнейшем минимум можно поднять до 13-14 гривен для столовых вин и 15 гривен для крепленых", - подчеркивает он. Он также надеется, что введение минимальных розничных цен поможет увеличить долю сухих вин на рынке с нынешних 24 до 25-28%. В свою очередь, Комарова уверяет, что принятые минимальные цены заставят производителей низкокачественных винных напитков либо уйти c рынка, либо начать производить качественную продукцию.


Правда, уходить с рынка производители начали еще до введения минимальных цен. Ссылаясь на данные Госкомстата, Ворожейкина сообщила, что к сентябрю 2009-го работу приостановили 13 производителей вина - число предприятий с прошлого года уменьшилось с 63 до нынешних 50. С винной карты Украины исчезли мелкие виноделы. Одни "застряли" в кредитах, другие не смогли найти оборотные средства, третьим не хватило денег на покупку лицензии на торговлю вином (500 тыс. гривен в год), четвертые не выдержали конкуренции.


Если мелкие производители уходят с рынка, то некоторые крупные виноделы поговаривают о смене собственников. В частности, ходят слухи о возможной продаже ЗАО "Завод марочных вин и коньяков "Коктебель"". О скандале вокруг акций агропромышленной фирмы "Таврия" (производит коньяки и вина) "Эксперт" писал неоднократно. В сентябре председатель наблюдательного совета "Таврии", президент корпорации "Логос" (контролирует "Первый национальный винодельческий холдинг") Валерий Шамотий заявил, что 68% акций коньячного завода, принадлежавших корпорации, проданы одесскому банку "Південний". Причем перед этим была предпринята попытка вооруженного захвата предприятия, обернувшаяся стрельбой. Однако 20 ноября коньячный завод вновь вернулся под крыло "Логоса": оказалось, акции "Таврии" были переданы банку "Південний" лишь на временное хранение.


Петренко уверен: серьезный передел на винном рынке невозможен. "Виноградарство и виноделие неотделимы друг от друга. Это бизнес с очень длинным сроком возврата инвестиций (не менее семи лет). Виноградарство и виноделие вообще сложно назвать бизнесом - это стиль жизни, его ведут немного сумасшедшие люди, которые понимают всю меру своей ответственности. Те, кто рассматривает виноделие только как заработок, в этом деле не задерживаются", - подчеркивает Петренко.


Пузырьками вниз


Если покупка крупного производителя вина - лишь слухи, то продажа большого производителя шампанского - реальность. А именно в начале этого года состоялась сделка по приобретению ЗАО "Одесский завод шампанских вин" итальянской Gruppo Campari (шестой по величине производитель алкоголя в мире).


В отличие от "тихого собрата", игристые вина в нынешнем году падали в объемах производства. По данным Госкомстата, за девять месяцев 2009-го в Украине выпущено 3475,6 тыс. дал шампанского и игристых вин, что на 6,1% меньше, чем за первые три прошлогодних квартала. "Сегодня, как сообщает Государственный комитет статистики, восемь из тринадцати отечественных производителей шампанского демонстрируют отставание от показателей 2008 года. Серьезные проблемы есть даже у самых крупных из них, а положительных результатов им удалось достичь лишь благодаря росту объемов экспорта", - отмечает Наталия Ворожейкина. Падение производства игристого она связывает с повышением со второго полугодия 2009-го ставки акцизного сбора на него - с 1,60 до 2,50 гривни за литр. По словам Юлии Комаровой, в результате повышения акциза стоимость продукции поднялась на 10-15%. "Вероятно, поэтому рост производства игристых вин и шампанского на 15,7 процента по итогам второго квартала сменился его падением на 10,6 процента в третьем квартале 2009-го по сравнению с аналогичными прошлогодними периодами", - предполагает Ворожейкина.


Производители также винят общую экономическую нестабильность в стране. Исполнительный директор Киевского завода шампанских вин "Столичный" Валерий Романский утверждает: "Кризис отразилcя на ценовом диапазоне представленного на полке продукта. Так, в магазинах появилось дешевое, низкокачественное игристое, которое как раз рассчитано на потребителя, ощущающего кризис".


Радует производителей игристых вин то, что традиционно в IV квартале украинцы массово скупают их продукцию. Производство этого напитка считается сезонным именно потому, что основная доля его продаж приходится на период новогодних праздников, когда показатели сбыта в среднем увеличиваются вчетверо по сравнению с остальными месяцами. "Определенный спад (около десяти процентов) ощущался в конце 2008-го, ведь как раз тогда мы проходили пик волны кризиса. В этом году в сравнении с прошлым мы уже идем в плюс", - хвастается Романский.


В свою очередь, директор винного магазина Good Wine Людмила Ковальчук отмечает, что продажи игристого вина в штуках в канун Нового года обычно поднимаются в 5,5-6 раз по сравнению с любым другим периодом года. "Нынешняя тенденция, похоже, такая же, если судить по статистике продаж последних двух-трех недель. Роста меньше, чем в 5,5 раза, не будет", - уверяет Ковальчук.


Пьющая заграница


Ведущий винодел-технолог ОАО "Коблево" (производственное подразделение ООО "Национальные алкогольные традиции" группы компаний "Баядера") Вера Козливская отмечает, что 2010 год пройдет в достаточно непростых условиях конкуренции с иностранными винами (Чили, Аргентина) среднего и экономсегмента. И тут смогут выстоять украинские виноделы, выстроившие полный производственно-торговый цикл: собственные виноградники-производство-своя дистрибуционная сеть. "Только в этом случае производители смогут предложить потребителям вина высокого качества по сравнительно невысокой цене", - резюмирует Козливская.


Если с необходимостью иметь полный производственно-торговый цикл соглашаются почти все виноделы, то по поводу конкуренции с теми же чилийскими и аргентинскими винами производители готовы спорить. "Импортная составляющая на украинском рынке тихих вин колеблется в пределах 22 процентов (бутилированных и в виде виноматериалов) - намного выше, чем в прошлом году. В 2009-м мы вплотную приблизились к так называемому критическому уровню импорта. Единственное, что спасает сегодня украинский рынок вина, это соотношение гривня/евро", - отмечает Сергей Петренко. "Можно констатировать угасание бума спроса на новые импортные вина, прежде всего из стран Нового Света. Бум начался после вступления Украины в ВТО в 2008 году. Удовлетворив свой интерес к новинкам, украинцы вернулись к знакомым крымским винам", - уверяет Кирилл Прихно. Правда, потребители возвратились к отечественной продукции не только из-за того, что чилийские и аргентинские вина им вдруг надоели. Тут нашим производителям на руку сыграл рост курса инвалют. В итоге, по словам Прихно, объем импортных вин на внутреннем рынке снизился на семь процентов.


А вот импорт на рынке игристых вин Украины никогда не превышал полутора процентов, а с наступлением кризиса этот показатель стал еще меньше.


В то же время экспорт игристого существенно вырос - на 30% в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом. Это объясняется удешевлением украинской продукции на внешнем рынке из-за падения стоимости гривни. Правда, на Киевском заводе шампанских вин уверяют, что некоторые производители заключили многомиллионные экспортные контракты с россиянами, отгрузили товар, но пока не получили за него деньги. Кстати, для тихих вин Россия также является основным экспортным рынком. Там крымские вина пользуются популярностью еще издавна. В целом в январе-октябре объем экспорта украинских вин составил 7,61 млн. литров.


Как виноделы, так и производители шампанского искренне надеются на светлое будущее, которое им принесет год Тигра. Но с оговорками. "Если нашу страну не постигнут новые макроэкономические потрясения, мы прогнозируем рост. А если нас захлестнет очередная волна кризиса, то падения не избежать. В потребительских предпочтениях прослеживается определенная стабильность. Украинцы предпочитают полусладкую кондицию игристого вина, хотя в последнее время наблюдается смещение вкусов в сторону более сладких его видов", - говорит Валерий Романский.


Рассказывая о тихом вине, Кирилл Прихно прогнозирует рост рынка на 10% в натуральном выражении. "Что касается потребительских предпочтений, то они вряд ли кардинально поменяются в 2010 году. Разве что вырастет доля сухих вин, которые очень популярны в странах ЕС", - уточняет он.

Тарас ПЕТРОВ (Эксперт (Украина), № 48, 22 декабря 2009) 

www.expert.ua

Добавил: ukrwine
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Натяжные потолки Киев
Copyright MyCorp © 2024