Понедельник, 20.05.2024
AlcoMarketReport. Все о рынке алкоголя
Меню сайта
НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА
Главная » 2009 » Октябрь » 26 » Бизнес с выдержкой
Бизнес с выдержкой
09:42
Хотя словосочетание «украинский коньяк» звучит менее привычно, чем «українська горілка», потребление нашими соотечественниками коньячных изделий в последние годы переживало настоящий бум.

Украинские коньячные заводы представляют большой интерес для инвесторов. В ближайшем будущем именно иностранные компании станут основными покупателями отечественных производителей коньяков.

Несмотря на то что словосочетание «украинский коньяк» звучит менее привычно, чем «українська горілка», потребление нашими соотечественниками коньячных изделий в последние годы переживало настоящий бум. По мере роста доходов население стало отдавать предпочтение коньяку среднего и нижнего ценового сегмента вместо популярных сортов водки. В результате после десятилетнего послеперестроечного перерыва лидеры украинского коньячного рынка начали активно развивать производство. Изготавливать и разливать коньяки из приобретенных спиртов стали и другие отечественные компании, специализирующиеся на выпуске спиртных напитков.

Исторически сложившиеся центры украинского виноделия расположены в южных областях страны - Одесской, Николаевской, Херсонской областях, а также в Крыму и Закарпатье. Успехи производителей неоднократно отмечались призами и медалями международных конкурсов на протяжении сотни лет.


Еще не предел


В течение года украинцы потребляют около 65-70 млн. бутылок коньяка, что соответствует трем-четырем бутылкам на человека. По мнению экспертов, этот уровень не является предельным, но динамика производства коньяка в стране показывает, что рынок уже прошел фазу первичного насыщения и стабилизировался на объеме в 3,5-3,8 млн. дал.

Дальнейшее развитие внутреннего рынка эксперты связывают с перераспределением долей в сегментах потребления. Вследствие снижения доходов потребителей в 2008-2009 годах и повышения минимальных цен на коньячные изделия нижняя граница недорогого сегмента поднялась выше 25 грн., при этом он вырос в объеме на 20% по сравнению с сезонами 2007-2008 годов. За счет девальвации гривни увеличились продажи в верхнем и премиальном сегменте, поскольку цены на импортные коньяки возросли вместе с курсом евро. Но поскольку доля дорогих коньяков в общем объеме производства незначительна, к росту прибыльности производителей это не привело. 

Общая тенденция подорожания коньяков также связана с тем обстоятельством, что украинские производители обеспечивают себя собственным сырьем всего на треть, остальной коньячный спирт они закупают за рубежом (как в Молдове или Армении, так и во Франции). Цена коньячного спирта достигает 4-7 евро за литр.

Большая часть импортных коньяков поступает в Украину из Молдовы, Армении, Грузии как под давно зарекомендовавшими себя брендами, так и под новыми торговыми марками. Старые армянские и молдавские коньяки в оценках потребителей успешно конкурируют с украинской продукцией.

Украинский коньяк в основном экспортируется на традиционные постсоветские рынки, в первую очередь - российский, и в ближайшей перспективе существенных изменений не предвидится. Ожидаемый по итогам 2009 года спад экспорта связан с естественным снижением продаж из-за падения покупательной способности населения в этих регионах вследствие экономического кризиса.


Кто делит рынок


На протяжении многих лет лидерами украинского коньячного рынка остаются традиционные производители со столетней историей - Одесский (ТМ «Шустов») и Ужгородский (ТМ «Тиса») заводы, херсонская «Таврия» («Георгиевский» и Alexx) и крымский «Коктебель». Используя представившиеся на быстрорастущем рынке возможности, к ним за последние годы присоединились компании «Алеф-Виналь» (ТМ «Жан-Жак» и «Клинков») и «Зелений Гай» (ТМ «Гринвич»), которые до открытия собственного производства использовали мощности других предприятий для розлива напитков.

Необходимо отметить, что собственным полным циклом производства (с выкуркой спиртов) в Украине обладают только первые четыре традиционных производителя. При этом в выпуске наиболее дорогих коньяков украинские спирты используются не часто, в основном из них делают коньяки пятилетней выдержки, что составляет не более 25% производимой в стране продукции.

Залогом успешной работы этих компаний в будущем являются собственные спирты, заложенные в бочки сегодня. Себестоимость спиртов собственного производства существенно ниже себестоимости импортных. Поэтому в период роста продаж и борьбы за рынок лидирующие компании особое внимание уделили инвестициям в расширение и обновление виноградников. По данным производителей, АПФ «Таврия» контролирует около 4,5 тыс. га, «Коктебель» - около 2 тыс. га, Одесский завод - более 1 тыс. га виноградников, которые удовлетворяют собственную необходимость этих компаний в сырье на 10-20%.


Текущая ситуация и перспективы


Рынок ликеро-водочной продукции - один из наиболее стабильных и привлекательных рынков на любых этапах развития экономики страны. Приоритеты покупателей меняются в зависимости от их доходов и маркетинговой активности производителей. Потребительский спрос после экономических стрессов восстанавливается очень быстро, единственным последствием при этом является лишь перераспределение покупателей в сторону более низкого ценового сегмента. Но и этот «недостаток» обычно восстанавливается спустя несколько маркетинговых сезонов.

В первом квартале 2009 года выпуск коньяков в Украине замедлился более чем на 30%, но, по данным производителей, уже во втором квартале они почти восстановили загрузку мощностей. Растущие продажи позволили многим компаниям пережить финансовый кризис относительно безболезненно, даже в условиях задержек оплаты торговыми сетями. Приостановка инвестиционных и маркетинговых программ в нынешнем году - явление временное, и, скорее всего, компании вернутся к их финансированию в 2010-м.

Дальнейший аномальный рост рынка, подобный периоду 2005-2007 годов, маловероятен. Прирост продаж компаний будет связан скорее с ростом цен на продукцию, которые будут ограничены существующим уровнем конкуренции и импортными поставками.

Все ведущие коньячные компании Украины представляют интерес как объект покупки для зарубежных профессиональных операторов ликеро-водочного рынка. Сделки поглощения в этой отрасли возможны в ближайшие годы при условии, что сегодняшние владельцы найдут для себя более привлекательные возможности для инвестиций. Недавно завершившийся конфликт вокруг одного из лидеров рынка - компании «Таврия» - показал: украинские производители коньяков интересны инвесторам, в том числе и отечественным. Но при этом ключевым вопросом становится стоимость компаний - из-за экономического кризиса она существенно снизилась. И привлечение инвестиций в отрасль - скорее работа для профессиональных игроков рынка слияний и поглощений.

Самостоятельный поиск инвестора чреват для собственников коньячных производств слишком низкой ценой сделки, даже если покупателем выступит иностранный инвестор. Именно иностранные инвесторы, как полагают в КУА «ТЕКТ», в ближайшем будущем будут заинтересованы в приобретении активов в отрасли. По крайней мере тогда, когда на Западе начнется восстановление экономики и инвесторы будут готовы к высокому уровню рисков инвестирования в развивающиеся рынки.
"Инвестгазета"

Добавил: ukrwine
Форма входа
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Натяжные потолки Киев
Copyright MyCorp © 2024