Вторник, 21.05.2024
AlcoMarketReport. Все о рынке алкоголя
Меню сайта
НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА
Главная » 2009 » Август » 10 » Директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»: «Под стенами Украины стоит орда, которая готова развалить наше виноделие»
Директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»: «Под стенами Украины стоит орда, которая готова развалить наше виноделие»
09:50
Отрасль разобщена, но перед лицом общего врага может объединится. Что для этого нужно знает и рассказывает журналисту Trust.ua директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»Сергей Петренко.

- Сегодня, по сообщениям некоторых производителей, идет достаточно весомый прирост рынка. С чем это связано?

- Есть два источника для анализа. Первый - та информация, которую дают сами предприятия. Второй анализ, несомненно, более точный, мы делаем по статистическим данным, продажам и налогам. Если сейчас сравнить эти два анализа, они не совпадут. К примеру, у «INKERMAN» есть определенный прирост продаж. По нашим оценкам, он составляет около 10 – 12%.

Почему такой рост? В связи с кризисом и резким падением покупательского спроса среди населения они выпустили серию молодых вин по цене где-то 16 – 18 гривен, и само имя торговой марки «INKERMAN» позволило этим винам найти своего потребителя. 

В итоге мы можем констатировать незначительное повышение спроса на винодельческую продукцию…

- Насколько незначительное?

- По разным данным цифры разные. Официальные данные говорят о 3% процентах роста за первые четыре месяца, мы в ассоциации говорим о росте до 10%. 

И все же наблюдаются разные тенденции. Например, снижение продаж дорогих торговых марок «Массандра», «INKERMAN», «Коктебель», «Вина Гулиевых», «Колонист» - тем маркам, которые по контролю качества и технологиям близки к европейским. Вина этих марок продаются хуже. Снижаются продажи дорогих сортов - средний-плюс и VIP-сегмент, и резко увеличивается продажа средний-минус. Зато есть ряд новых торговых марок, например «Агродар», которые правильно построили свою политику производства и продвижения вин, – у них наблюдается рост до 60%. Одна из причин подъема – изготовление вина для частных торговых марок.

- Все ли производители показали рост?

- Есть предприятия, падение производства которых доходит до 50%. Сегодня на рынке присутствуют 23 основных игрока. Из серьезных производителей уменьшили показатели следующие компании. «Евпаторийский винзавод», торговая марка «Голицынские вина», дорогой сегмент. «Бизнес вин» уменьшил объем производства почти на 60%, «Измаильский винзавод» - почти на 50%. У предприятия «Одессавинпром» - в дорогом сегменте только по одному виду продукции наблюдается падение на 71,6%, но в дешевом идет прирост. «Массандра» демонстрирует уменьшение объемов на 30% по всем винам, «Атлантис», торговая марка «Золотая амфора», - незначительное уменьшение. У «Крымского винного дома» наблюдается падение производства на 32%.

- Категория вин до 10 грн. за бутылку считается наиболее продаваемой. Качество таких вин оставляет желать лучшего или нет?

- Сейчас идет попытка Министерства экономики ввести минимальные розничные цены на винодельческую продукцию. Вокруг этого вопроса появилось много различных исследований, и мы тоже не остались в стороне. 

Один литр качественного виноматериала стоит 2,20 – 2,50 грн. Соответственно, если взять расходы на тару, этикету, то себестоимость одной бутылки качественного вина столовой группы вин из натурального виноматериала составит около 7 грн. В итоге такое ординарное вино в тетрапаке с учетом дистрибуции будет стоить приблизительно 9 грн.

Есть вина ниже этого ценового сегмента. Я не хочу говорить о торговых марках, это будет некорректно. Но на рынке присутствует несколько производителей, которые делают не вино – винные напитки. Но почему-то всегда пишут на этикетках «вино». Ценовая позиция такой продукции около 6 грн. И назвать вином ее можно лишь с большой натяжкой. Одно такое предприятие по производству винных напитков занимает 4-5% рынка, а таких предприятий несколько. 

Качественное вино у производителя, который несет небольшие рекламные расходы, может стоить 9 – 10 грн. за бутылку или 8 – 9 грн. за литровый пакет.

- Каков процент соотношения дешевых и дорогих вин, реализуемых сегодня?

- Могу сказать только о том, что я вижу. Сегодня прилавки больше заставлены известными торговыми марками: «INKERMAN», «Золотой амфорой», «Ореандой», «Массандрой». Догнал группу лидеров «Шабо». Появилось много молдавских и грузинских вин, хотя увеличение ввоза вин не столь значительное, как показывает статистика.

Мы знаем, что сегодня в Молдове очень серьезные проблемы с виноматериалами прошлого года – их просто некуда девать. В подтверждение этого можно наблюдать резкое снижение цен на молдавские вина. Экономическая ситуация в Молдове очень сложная, хуже, чем у нас. Потому, чтобы выжить, они продают свое вино на уровне себестоимости или даже ниже. 

- Как удалось победить контрафактную продукцию, и удалось ли?

- Подделывать вино всегда было выгодно. Как я уже упоминал, в Украине есть несколько предприятий, которые производят не вино, а винные напитки. И именно у этих предприятий по этому виду продукции идет прирост – продукт дешевый, внешне напоминает вино, имеет определенное количество алкоголя. Что касается подделок под дорогие марки – их стало невыгодно делать, потому что сегодня слишком большое количество учреждений занимается контролем качества. Набодяжить спирт, сахар, краситель и продать это в супермаркете невозможно. Вино выпустить – не водку сделать, это сложный технологический процесс, который занимает не день и не два.

Был период, когда покупательская способность населения резко возросла и покупатель смог определиться, какую продукцию приобретать. Некачественный товар отошел на второй план. Госстандарт не дремлет, у него очень жесткие требования. Итог – в крупных магазинах мы не увидим контрафактной продукции.

- Винный напиток - это те самые загадочные порошковые вина, разговоры о которых периодически будоражат Украину?

- В Украине порошковых вин нет. Что такое порошковое вино? Его производят в тех странах, где за год снимают два урожая и не могут справиться с переработкой. Технология достаточно дорогая, и ее в Украине нет. А то, что показывают, - берут порошок «Юппи», разводят водой и получают вино – такого нет.

Винным напитком называется тот продукт, в который кроме винных продуктов добавляют посторонние примеси: сахар, спирт, краситель. Такая продукция есть. И такие винные напитки действительно портят репутацию вину.

- Дайте прогноз по импорту вина.

- Сегодня объем импорта составляет 22%. Что будет по итогу года, говорить пока рано, но есть один аспект. Сейчас из-за большой курсовой разницы не работают те механизмы, которые были предусмотрены договорами с ВТО. Если это курсовая разница стабилизируется, то мы, конечно, будем иметь импорт в гораздо большем объеме.

- Насколько большем?

- Исследуя состояние рынка на июнь прошлого года, мы учитывали как раз вступление Украины в ВТО. Проанализировав контракты по двум портам – Ильичевску и Одессе – можно сказать, что если бы не было курсового скачка гривны, процент импортных вин или тех вин, которые приготовлены в Украине из импортного виноматериала, составлял бы более 40%.

- Наши вина конкурентоспособны?

- Дело в том, что те условия, на которых мы вступили в ВТО, позволяют импортерам сегодня демпинговать на украинском рынке. Что может привести к тому, что, входя на наш рынок, любой иностранный производитель может продавать любое количество вина по одной копейке. При таких условиях и при таком уровне поддержки отрасли, как было в Европе в прошлом году, вероятность того, что сюда вошли бы зарубежные производители, была очень высока.

Контракты подписывались в Ильичевске о цене готовой продукции на территории Украины в $1,45. Теперь подсчитаем: $1,45 при цене доллара 4,5 грн. - это 6,5 гривен за бутылку качественного импортного вина, например чилийского. А теперь представьте, что получается: вы заходите в магазин, а там стоит наше вино по 16 – 18 грн. и рядом стандартизированное чилийское по 6,5 грн.

Вино - это продукт местности, говорил Голицын. А есть стандартизированное вино. Все вино из «Нового света» приготовлено по европейским стандартам и не имеет характерных для украинского вина свойств. Люди, которые хорошо разбираются в винах, выросли на украинских, молдавских и грузинских винах и имеют запас денег в кармане, знают, что вкус европейских вин отличается от наших.

Что касается конкурентоспособности – тяжело ответить. Существует ряд стран, по законам и стандартам которых европейские вина там продаваться не могут, а украинские могут. Есть много технических и технологических нюансов. Мы неконкурентоспособны в Европе, потому что не мы устанавливали правила интеграции в европейское сообщество. Что происходит? Нам говорят, что в Украине мы будем продавать украинское вино по украинским стандартам, а в Европу по европейским стандартам. Чтобы наше вино было конкурентоспособным в ЕС, мы должны производить его по европейским стандартам, то есть убить полностью наше виноделие.

Сегодня наши предприятия не способны это сделать, потому что надо получить кучу сертификатов, закупить новое оборудование и так далее. Наше оборудование не хуже, оно просто другое. У нас есть заводы первичного виноделия, аналоги которых в Европе можно пересчитать по пальцам. Например, у нас применяются такие технологии, как остановка брожения понижением температуры. В Европе такую роскошь может позволить себе только VIP-сегмент производителей. Поэтому наше вино по вкусовым качествам – конкурентоспособно, а по стандартам – нет. 

Подтверждением качеству украинских вин может служить то, что даже ординарные вина «Коблево» получили две золотые медали - в Париже и в Прибалтике. Это говорит о высоком качестве этих вин.

- Наша страна будет обязана через какое-то время перейти на европейские стандарты?

- Нам пытаются навязать условия, при которых мы будем производить наши вина по европейским технологиям. Уйдет очень большой сегмент крепленых вин: «хересы» и «мадеры» не будут иметь права на существование, поскольку в Европе запрещено крепление вина зерновым спиртом. Мы потерям то, чем всегда гордились.

Мы пытаемся отстоять наши интересы, но позиция той стороны достаточно жесткая, потому что у них идет перепроизводство. Сейчас европейские государства начали стимуляцию отрасли не прямым денежным путем, не выдачей дотаций, а открытием рынков третьих стран, в том числе и Украины. Поэтому когда у нас речь шла о том, чтобы дать нашим производителям преференции, несколько отличные от требований ВТО, увеличить ставку таможенного сбора для импортных вин, уже через три дня послы были у президента, как только этот законопроект был зарегистрирован. Что очень хорошо показывает уровень лоббирования в Европе.

- У нас такой поддержки нет? Каждый сам по себе?

- В отрасли много разных тенденций. Сейчас нет единой позиции, нет единого понимания и единого видения. Сейчас все пытаются локтями вытолкать друг дружку. Сейчас под стенами Украины стоит орда, которая готова развалить виноградарство и виноделие. А у нас нет единой позиции даже по таким принципиальным вопросам, как поднятие акцизного сбора и единой розничной цены на вина. Из-за этого тяжело сказать, будет ли что-то отстаиваться совместно. Возможно, что такие вот внешние угрозы объединят отрасль.

- У кого-то из предприятий отрасли есть политическое лобби? 

- Украина маленькая страна, где все взаимосвязано и есть люди, которые поддерживают и лоббируют интересы производителей. Последнее время наблюдается существенное изменение отношения к отрасли в положительную сторону. Сейчас политики понимают, что большинство виноградников растут на территориях, не пригодных для выращивания других культур, и если виноградники уйдут с этой территории, там будет то же, что было с Полесьем, когда там перестали выращивать лен, – Полесье превратилось в депрессивный регион. 
Андрей Чеботарев

Добавил: ukrwine
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Натяжные потолки Киев
Copyright MyCorp © 2024