Четверг, 28.11.2024
AlcoMarketReport. Все о рынке алкоголя
Меню сайта
НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА
Главная » 2007 » Декабрь » 18 » "Бизнес". Рынок шампанского. Интервью с участниками рынка.
"Бизнес". Рынок шампанского. Интервью с участниками рынка.
17:24
Несмотря на значительное повышение цен, спрос на отечественные шампанские и игристые вина в 2007 г. вырос примерно на 20%. Операторы отмечают растущую популярность напитка, приготовленного по классической технологии, и пересматривают структуру своего производства.

ДИНАМИКА РЫНКА
Если в новогодние и рождественские праздники население страны пьет не толь¬ко горькую, но еще, причем из года в год все больше, и игристые вина, значит, пере¬фразируя "отца народов", жить становится не только веселее, но и лучше. В самом деле, по данным Ассоциации "СОВАТ", за январь — октябрь 2007 г. готовящиеся к зимнему пику спроса отечественные шам¬панисты в очередной раз нарастили про¬изводство шампанских и игристых вин, по сравнению с аналогичным периодом про¬шлого года, на 19% (см. "Производство шампанских и игристых вин..." на стр.152). При этом, если проанализировать данные производства напитка за два последних года, можно заметить, что потребители все больше отдают предпочтение шампанским, а не игристым винам. Напомним, что, по классификации ВТО, вся отечественная продукция относится к игристым ви¬нам, но, согласно действующему украин¬скому законодательству, до вступления во Всемирную торговую организацию игристые вина с естественной газацией (во время брожения) могут называться как "игристые вина", так и "шампанское Украины", а произведенные по классиче¬ской технологии (выдержанные в бутыл¬ках не менее трех лет) — "шампанское Украины классическое". Следует также отметить, что украинские шампанские вина, как правило, предлагаются дороже, чем игристые, — на 2-3 грн. за бутыл¬ку, а классические — в несколько раз. Кроме того, обращает на себя внимание и резкое снижение предложения отече¬ственных вин с искусственной газаци¬ей (так называемые искристые вина, или "шипучки". — Ред.). Точных данных по этой категории напитков, к сожалению, пока нет, но косвенно о динамике вну¬треннего рынка можно судить по струк¬туре украинской внешней торговли: в январе — августе этого года импорт таких напитков сократился в несколько раз, а экспорт "шипучек" не зафиксирован во¬обще. И окончательным аргументом в пользу качественного изменения рынка производители считают значительную "европеизацию" вкусов отечественного потребителя. Так, к примеру, директор ГП "ЗШВ "Новый Свет" (АР Крым; производство игристых вин в январе — октябре 2007 г. — около 1,3 млн бутылок) Янина Павленко заявила, что сейчас в структуре предложения завода брюты за¬нимают 40-50% (в 2004 г. — 13%).

Во многом успешность сезона-2007 операторы объясняют и достаточно бла¬гоприятными "сырьевыми" условиями, что позволило предприятиям обеспечить себя качественным сырьем. "Урожай ны¬нешнего года порадовал виноделов, и наши потребности в высококачественном сырье в этом году были полностью удовлетворе¬ны", — отмечает генеральный директор ЗАО "Артемовский завод шампанских вин "Artyomovsk Winery" (г.Артемовск; произ¬водство игристых вин в январе — октябре 2007 г. — более 10 млн бутылок) Алексей Гаркуша. Впрочем, г-жа Павленко подчер¬кивает: "Строго говоря, качественные шам¬панские виноматериалы в Украине произво¬дятся на очень ограниченной территории (в районе Бахчисарая и Севастополя), кото¬рую специалисты даже называют "крым¬ской Шампанью". Их производительности хватает максимум на 50% потребности отрасли, и шампанисты даже в удачные годы все-таки вынуждены докупать сырье в других регионах Украины или за рубежом". Поэтому основные надежды производи¬тели все еще связывают со вступлением Украины в ВТО и, как объясняет первый заместитель директора по стратегическому развитию ЗАО "КЗШВ "Столичный" (г.Киев; производство игристых вин в ян¬варе — октябре 2007 г. — около 11,8 млн бутылок) Валерий Романский, "появит¬ся реальная возможность закупать сырье не только в Молдавии, Грузии и Македо¬нии (с этими странами заключены до¬говоры о свободной торговле. — Ред.), но и в целом в ЕС". Об этой же проблеме говорит и первый заместитель председа¬теля правления концерна "Укрвинпром" (г.Киев; виноградарство, производство алкогольных напитков; объединяет более 150 предприятий) Владимир Кучеренко: "На фоне общемирового роста рынка шам¬панских и игристых вин в Украине крайне острой остается проблема обеспечения от¬ечественным сырьем. Сейчас потребность рынка в шампанских виноматериалах — около 7 млн дал ежегодно. Скажем, в сезон 2006 г. их было произведено 2,6 млн дал, а в этом году — около 4 млн дал. Поэтому сегодня необходимо на законодательном уровне решить вопрос обеспечения отрасли
качественным импортным сырьем ".

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН
Однако несмотря на в общем-то по¬зитивные оценки деятельности виногра¬дарской отрасли Украины, в этом году сырьевая проблема все-таки оказывала значительное влияние на отечествен¬ный рынок игристых вин. Еще в нача¬ле июля 2007 г. среди производителей украинского шампанского начались раз¬говоры о возможном повышении цен на продукцию. В результате в октябре цены на продукцию ЗАО "Артемовский за¬вод шампанских вин" выросли почти на 12%, ЗАО "Киевский завод шампанских вин "Столичный" (КЗШВ) - на 5-19%, ЗАО "Одесский завод шампанских вин" - на 4-5%.

По оценкам производителей, стои¬мость шампанских виноматериалов в этом году оказалась на 30-40% выше, чем в прошлом, и, как заявил дирек¬тор ГП "Севастопольский винодельче¬ский завод" (г.Севастополь; производ¬ство игристых вин в январе — октябре 2007 г. — до 5 млн бутылок) Алексей Акчурин, в среднем за 1 дал шампанских виноматериалов просили до 70 грн.

Однако то ли общий стремительный рост цен на продукты питания в этом году нивелировал удорожание "празднич¬ного напитка", то ли спрос на игристые вина действительно оказался очень вы¬соким, но повышение цен на продукцию отечественных шампанистов пока никак не отразилось на продажах. Например, как рассказывает г-н Романский, нака¬нуне зимнего пика продаж предприятие работает круглосуточно шесть дней в не¬делю. Тем более что в канун новогодних праздников большинство производителей все-таки решили перестраховаться и высту¬пили с заявлениями о том, что в ближай¬ший месяц дальнейшего подорожания не предвидится. Специалисты отмечают, что, по большому счету, в пиковый период продаж рынок более лоялен к незначительному росту цен. Впрочем, они же подчеркивают, что до конца года шампанисты, очевидно, будут работать с оборота, и "ценовой мора¬торий" будет соблюден. Но к весне 2008 г. дальнейшего роста цен на отечественные игристые не избежать. Отметим, что, по наблюдениям маркетологов, период поку¬пательского затишья более благоприятен для повышения цен на продукцию — к следующему сезону активных продаж по¬требители успевают смириться с новыми цифрами на ценниках.

ПОХОД В"КЛАССИКУ"
Кроме того, 2007 г. на рынке игристых вин стал своеобразным сезоном перехо¬ да "от слов к делу". Речь идет о развитии классического производства шампанского (сегодня выдержка купажа в бутылках — до 20% производства) на предприятиях, ранее специализировавшихся на акратофорном методе (выдержка купажа в емкостях большого объема). Например, директор по маркетингу ЗАО "ЗМВК "Коктебель" (АР Крым; производство вина и конья¬ка) Наталия Ворожейкина заявила: "ВоII квартале 2008 г. мы запланировали за¬пуск производства и акратофорного, и клас¬сического шампанского. Ранее предприятие производило акратофорное игристое вино на мощностях Севастопольского винзавода. Однако когда встал вопрос о переводе производства на собственные мощности, мы увидели, что спрос на классику растет очень быстрыми темпами, и линейку такой продукции нужно развивать обязательно". Растущую популярность классики отме¬чают и на ЗАО "КЗШВ "Столичный". По словам г-на Романского, "первая закладка на выдержку, возможно, будет произведе¬ на уже в 2008 г.". Дальше всех в проектах классического производства продвинулся ЗАО "ОЗШВ", который первую партию игристого вина, выдержанного в бутылках, вывел на рынок в декабре 2007 г. Три года назад, когда одесситы делали закладку, многим специалистам идея показалась абсурдной — внутренний спрос на такое вино полностью удовлетворялся двумя флагма¬нами — артемовским и новосветовским заводами. Однако, как отмечает г-н Гаркуша, "уже сейчас в Украине наблюдается острей¬ший дефицит классической продукции". На основании этого можно предположить, что увеличение производства шампанского "бу¬тылочной выдержки" останется приоритетом для отрасли в ближайшие два-три года. По крайней мере, пока на рынок не начнет поступать продукция, которая закладывает¬ся на выдержку только сегодня.

Валерий Романский,первый заместитель директора по стратегическому развитию ЗАО "Киевский завод шампанских вин "Столичный": "Сейчас дефицита игристых вин нет..."

ДОСЬЕ БИЗНЕСа
ВАЛЕРИЙ РОМАНСКИЙ, первый заместитель директора по стратегическому развитию ЗАО "КЗШВ "Столичный"
РОДИЛСЯ: 18 сентября 1976 г. в г.Белая Церковь Киевской обл.
ОБРАЗОВАНИЕ: Национальная академия Управления, специальности — "финансы и кредит", "банковское дело" (1998 г.); Международный институт бизнеса, специальность — "маркетинг" (2003 г.).
КАРЬЕРА: с 1998 г. — работа на ЗАО "КЗШВ "Столичный": 1998-2000 гг. — экономист-финансист; 2000-2001 гг. — специалист по методам расширения рынков сбыта; 2001 -2006 гг. — начальник отдела маркетинга и начальник управления маркетинга; с 2006 г. — первый заместитель директора по стратегическому развитию.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
ЗАО "КИЕВСКИЙ ЗАВОД ШАМПАНСКИХ ВИН "СТОЛИЧНЫЙ"
ОСНОВАНО: в 1954 г. основан завод; в 1992 г. преобразован в арендное предприятие, в 1999 г. — в ЗАО.
ОБОРОТ: в 2006 г. — 175 млн грн.; в 2007 г. (прогноз) — 203 млн грн.
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ: В 2006 Г. — 8 млн грн.; в 2007 г. (прогноз) — 12 млн грн.
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ: ОКОЛО 76% акций принадлежат немецкой Henkell&Sohnlein Sektkellereien KG (группа Henkell&Sohnlein), оставшийся пакет акций распределен между мелкими держателями.Одним из знаковых событий на отечественном рынке игристых вин в ухо¬дящем году стала покупка ЗАО "КЗШВ "Столичный" немецкой Henkell&Sohnlein Sektkellereien KG. Недавно было сообще¬но, что до конца 2007 г. в развитие завода будет инвестировано около EUR1 млн. Но ведь такие средства предприятие могло
привлечь и самостоятельно.

Во-первых, помимо указанной суммы, инвесторы установили на предприятии новые этикетировочную и моечную машины (до EUR400 тыс.). Во-вторых, сделка была завершена лишь в середине ноября и до конца года времени почти не оставалось. Указанная вами сумма была направлена на оздоровление финансового состояния завода: мы погасили дорогие кредиты (a EUR1 млн был предоставлен всего под 4,8% годовых) и закупили недостающие виноматериалы в Крыму по выгодным для поставщиков ценам. Уже в будущем году речь пойдет об инвестировании на порядок больше — предприятие будет модернизировано согласно европейским требованиям, расширены производственные мощности, затем будет проведен ребрендинг или рестайлинг продукции и лишь после этого деньги будут направляться уже на продвижение продукции. То есть маркетинг будет развиваться в последнюю очередь? Где гарантии, что увеличившийся объем продукции найдет сбыт?

— Я не люблю делать громких заявлений о том, что предприятие увеличит рыночную долю на "N процентов". Безусловно, наращивая мощности, мы рассчитываем увеличить и реализацию. Но нужно отметить, что сейчас на внутреннем рынке дефицита игристых вин, при котором предприятие может смело говорить, что "сколько ни произведи — все равно купят", нет. Пока я могу уверенно прогнозировать увеличение экспорта продукции КЗШВ. Дело в том, что наш новый владелец имеет налаженную дистрибуционную сеть в 93 странах мира, и одним из инвестиционных обязательств Henkell&Sohnlein Sektkellereien KG была именно организация сбыта киевских игристых вин за рубежом. Кроме того, мы и сами неплохо изучили потребительские предпочте¬ния европейцев. Например, в Германии неплохо продаются игристые вина из крымских виноматериалов или, как их называют немцы, krimsekt. Для немецкого рынка мы запустили отдельную ТМ — "Ukrainskoye Sekt v. Krim". Кстати, крымское шампанское так дешево (до 30 грн. за бутылку) продается только в Украине. В Европе оно относится к до¬статочно высокому, как для игристого вина, ценовому сегменту. Поэтому мы однозначно будем увеличивать закупки крымских виноматериалов, несмотря на высокий спрос на них со стороны отечественных производителей, работающих по классической технологии. Перспективные же планы развития производства предприятие связывает со вступлением Украины в ВТО. У нашего инвестора есть налаженные каналы закупки сырья в европейских странах, и после пересмотра отечественной таможенной политики нам не нужно будет годами налаживать отношения с поставщиками качественных виноматериалов из ЕС.

— Не секрет, что нынешние рыночные позиции "Столичного" во многом объясняются высокими продажами бренда "Советское шампанское", пользующегося лояльностью у потребителей. Между теми на рынке ЕС, и на перспективном российском рынке бренд является "яблоком раздора" между бывшими "союзными" шампанистами... Мы не рассматриваем "Советское шампанское" как флагман продаж в будущем. Кстати, в РФ есть несколько "местных "Советских", которые как минимум вдвое дешевле нашей аналогичной продукции. Нет на него высокого спроса и в Европе. Поэтому завод будет постепенно сокращать долю бренда в продажах.

Дмитрий Ткаченко,председатель правления ЗАО "Одесский завод шампанских вин": "Спрос на игристое, выдержанное в бутылках будет расти"

ДОСЬЕ БИЗНЕСа
ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО,
председатель правления ЗАО "Одесский завод шампанских вин"
РОДИЛСЯ: 10 марта 1973 г. в г.Одессе.
ОБРАЗОВАНИЕ: Государственная ака¬демия пищевых технологий, специальность — "технология бродильных про¬изводств и виноделия" (1995 г.).
КАРЬЕРА: 1996-1997 гг. — инженер-технолог, ведущий технолог НПО "Плодмашпроект"; 1997-1998 гг. — технолог СП ЗАО "Сандора корпорейшн"; 1999-2000 гг. — ведущий специалист "Одесгосспецмонополия"; 2000-2001 гг. — инженер-технолог, завлабораторией Овидиопольского винзавода; 2001-2002 гг. — главный специалист Госалкогольтабака; главный государственный налоговый инспектор Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля над производством и оборотом подакцизных товаров; с 2002 г. — директор по производ¬ству, зампредправления, председа¬тель правления ЗАО "Одесский завод шампанских вин".
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат
ЗАО "ОДЕССКИЙ ЗАВОД ШАМПАНСКИХ ВИН"
ОСНОВАН: в 1896 г.; с 1994 г. входит в состав концерна "Оверлайн".
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В 2006 Г.:
10,815 млн бут.
ОБЪЕМ ПРОДАЖ В 2006 Г.:
100,5 млн грн.
ЗАКЛАДКА ШАМПАНСКОГО НА ВЫДЕРЖКУ В 2007 Г.: 43 ТЫС. бут.

— Одесский завод занимает достаточно прочные позиции на отечественном рынке игристых вин (15-16% рынка) и известен как производитель акратофорной продукции. Почему же было принято решение развивать производство по классической технологии?

— Фактически мы восстанавливаем производство по классической технологии: с момента основания предприятие занималось выпуском классики, затем было базой для разработки новых технологий в шампанской отрасли. Резервуарным методом игристые вина на ОЗШВ стали производить лишь с 1952 г. Решение же сделать первую закладку вина на выдержку в 2004 г. Пришло после анализа перспектив этого направления. Мы спрогнозировали, что с изменением благосостояния и культуры потребления спрос на классическое шампанское будет увеличиваться. Кстати, это заметили не только наши маркетологи. О планах начать производство классики уже заявили и ЗАО "ЗМВК "Коктебель", и ЗАО "КЗШВ Столичный". По мере роста покупательной способности населения спрос на игристое вино, выдержанное в бутылках, будет только расти. Но наше предприятие, сделав закладку три года назад (когда все удивлялись, зачем это нужно), получило серьезное конкурентное преимущество. Другим "новичкам" в классическом направлении предстоит еще пройти путь в три года (время выдержки напитка в бутылках).

— И какие общие инвестиции вам понадобились?

— Помимо уже имеющихся подготовленных кадров, "в наследство" от основателя завода Генриха Редерера мы получили готовые подвалы для выдержки напитка. Поэтому, когда встал вопрос о выборе между наращиванием производства акратофорным методом и выдержкой вина в бутыл¬ках, предпочтение было отдано последнему. Пока сумма инвестиций в производство по классической технологии вас не поразит — она со¬ставляет всего 1,2 млн грн. Правда, имеющиеся подвалы не рассчитаны на расширение — предприятие расположено практически на берегу моря. Соответственно, и первый тираж классической продукции получился относительно небольшим — до 45 тыс. бутылок. Но, оказавшись в таких условиях, правление предприятия приняло решение внедрять европейскую технологию выдержки с минимальным использованием ручно¬го труда. Помимо всего прочего, она позволяет существенно наращивать объем производства, используя даже небольшие площади подвалов.

— Насколько нам известно, первая партия классического шампанского ОЗШВ будет предлагаться в рознице примерно по 100 грн. за бутылку. Новосветовские и артемовские аналоги продаются почти втрое дешевле. На что вы рассчитываете?

— Во-первых, по 100 грн. за бутылку мы будем предлагать только про¬дукцию трехлетней выдержки. Парал¬лельно мы планируем реализовыватьи классическое игристое со сроком выдержки девять месяцев. Оно будет приблизительно в одну цену с артемовскими винами (до 30 грн. за бутылку 0,7 л. — Ред.). Мы изначально выбрали наименее конкурентный ценовой сегмент: между отечествен¬ными классическими игристыми винами и наиболее дешевой импортной продукцией (а это примерно 100 грн. за бутылку). Кроме того, первое время мы не рассчитываем на большие объемы продаж классики, и на плотном отечественном рынке наше появление будет оправданным и неконфликтным.

ГАЗЕТА "БИЗНЕС" №51 (778), 17 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА
Добавил: ukrwine
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Натяжные потолки Киев
Copyright MyCorp © 2024