Пятница, 17.05.2024
AlcoMarketReport. Все о рынке алкоголя
Меню сайта
НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА
Главная » 2007 » Ноябрь » 29 » Россия. Вопросы алкогольной консолидации. Общая ситуация на рынке (кратко)
Россия. Вопросы алкогольной консолидации. Общая ситуация на рынке (кратко)
08:42
Говоря об общей ситуации на российском алкогольном рынке в 2007 г., необходимо отметить, что сегодня актуально следующее:
- постепенное восстановление физического объема рынка легальной водки и ЛВИ, развитие которого нарушил административный кризис рынка (превышение показателей 2005 г. и приближение к показателям 2004 г.);

- восстановление «гармонизации» и баланса рынков отечественной и импортной алкогольной продукции на алкогольном рынке России в новых условиях;

- начало формирования рынка российских алкогольных брендов, компаний и предприятий, и, возможно, групп компаний (первые сделки на рынке: «Парламент», «Белуга», «Флагман», «Бастион» и т.д.; активная смена собственников предприятий);

- на водочном рынке - постепенное (вероятно, временное) снижение роли импортной водки и отсутствие синергетического эффекта при размещении иностранного производства водки в России; импортная водка, под своими брендами, произведенная в России, проигрывает сама себе, привезенной из-за рубежа;

- на винном рынке - продолжается активизация российских производителей после полной победы над импортом в ценовом сегменте до 100 рублей за бутылку вина в желании освоить и новый для себя ценовой сегмент – дороже 100 рублей (сегодня российское вино из отечественных и импортных материалов господствует в дешевом сегменте и составляет 70% всего винного рынка России); начало розлива сортовых импортных вин на ряде российских заводов («Юнивей Менеджемент» и др.);

- стабильность и длительная неизменность структуры рынка крепкого алкоголя в России (объемы присутствия виски, джина, текилы, рома и т.д. - на нашем рынке растут, но роль этой продукции в России незначительна и не определяющая); а в целом рынок легальной водки и ЛВИ уже 10 лет находится в «тупике» объемного роста (рынок нелегальной и суррогатной продукции по социально-экономическим причинам стабилен, экспорт слишком затратен, чтобы стать фактором развития российского рынка производства) - легальному рынку водки и ЛВИ «некуда» развиваться - нет возможности охватить легальной продукцией все категории населения;

- время требует срочной диверсификации в рамках алкогольного бизнеса для тех компаний, которые даже доминируют на рынке водки и ЛВИ (пришло время прежде всего региональных «алкогольных комбинатов»: расширение производства за счет ассортимента (водка и ЛВИ, коньяк, вино и т.д.); если ранее эту тенденцию наиболее ярко отражали «Группа ОСТ», «Исток», «Ариант» и ряд других, то сегодня к этому пришли, «Русский Алкоголь», «ТПГ Кристалл», «Синергия», «Группа заводов «ГРОСС» и т.д. Время узкой специализации «монстров» рынка прошло. В то же время пришло осознание не безграничности роста рынка российского легального алкогольного производства - при росте российского производства виноградного вина и снижении на 40% рынка импортного вина общий объем потребления легального вина в России остался на уровне 2005-2006 г. и в 2007 г., что заставило ту же «Веду» отказаться от винного производства до начала проекта.

- коренные изменения в алкогольном маркетинге (брендинг в том виде, к которому мы привыкли во второй половине 90-х и до 2004 г., уходит на второй план. На первом месте – дистрибьюция; что позволило заменить те же водочные бренды - лидеры рынка: «Флагман», «Гжелку» (яркие, эмоционально окрашенные) на новые; на алкогольном рынке отсутствуют «умные» пиаровские программы по продвижению компаний и их продуктов, в лучшем случае нудное информационное давление на рынок, которое неэффективно); «серость» и «убогость» российского алкогольного брендинга и маркетинга (водочного – в частности)

- резкий и бесповоротный рост сегментов отечественной алкогольной продукции (вино, шампанское, коньяк) – в дешевом сегменте. Однако, эти рынки отечественного продукта близки к насыщению.

- изменение состава потребителей нашего рынка (17% населения России сегодня – это молодежь до 18 лет, а 18 лет- это 30% продолжительности средней жизни в России, то есть не хватает 13% молодежи). Потребительский рынок крепкого алкоголя, прежде всего, реально и серьезно сократится уже через 5-6 лет естественным путем.

- завершение противостояния двух форм развития алкогольного бизнеса (производства водки и ЛВИ): развитие моно-федерального завода или создание группы заводов в регионах со своими локальными и федеральными брендами; самый перспективный тренд развития алкогольных компаний: создание групп многопрофильных (водка, ЛВИ, коньяк, вино) заводов в регионах (это выгодно сегодня и с логистической и с административной сторон - завод становится «родным» для администрации в каждом регионе), примеры: «Синергия», «Группа заводов «ГРОСС» и ряд других; в противном случае завод может так и остаться предприятием локального рынка одного-двух регионов (если говорить о собственных брендах завода), как «Московский Кристалл» (даже будучи лидером рынка). Создание прообраза частного «Росспиртпрома» в лице «Синергии» позволило компании выйти на IPO и получить международную оценку стоимости компании на уровне мировых компаний, что в несколько раз выше, если бы ее оценивали в России по российским меркам.
- продолжение внутреннего кризиса алкогольного рынка и кризиса в самих алкогольных компаниях (потери до сих пор не восполнены)…

- инвестиционные проблемы, связанные с внутренним банковским кризисом как результатом мирового… (на рынок приходят с деньгами компании с других рынков)

- странная и хаотичная скупка рядом компаний алкогольных активов в предвыборный период;

- в перспективе - снижение значения значительной части сегодняшних федеральных монопроизводителей водки и ЛВИ; развитие вторичного виноделия и производства коньяка в регионах;

- серьезное подорожание алкогольной продукции в 2008 г. (подорожание зерна; установка оборудования по переработке барды - даже перенос сроков позволит лишь заводам раньше поднять цены на продукцию, чтобы приобретать эти установки на уже заработанные деньги; подорожание спирта; плавное повышение акцизов; общий рост цен на продукты питания);

- дальнейшее развитие аутсорсинга по розливу водки под своими брендами (наиболее известные бренды этой системы: «Чайковский», «Юрий Долгорукий», «Довгань», «Смирнов», «Флагман», «Путинка» (производство становится все более проблемным)

- очередной этап попытки вывода брендов в федеральные путем розлива на местных заводах («Синергия» - «Русский лед», «Царев заказ…)

- желание и возможность (инвестиционная) федеральных компаний вложить деньги в региональные предприятия («Синергия» - 7 заводов в 6 федеральных округах; «ГРОСС»- в 3 субъектах Федерации; «Русский Алкоголь»- в 3-х субъектах Федерации, включая Новосибирск; «Веда» - Мордовия; алкогольное будущее России – в укреплении региональных производителей. Мы на этапе формирования баланса федерального и регионального алкогольных рынков.

- возможным возвращением вина молдавских производителей Россия восстанавливает для бывших союзников по Советскому Союзу роль стратегического партнера по поставкам алкогольной продукции (эта роль сохраняется в отношении Армении, но молдавское вино вернется в объеме в 5-6 раз меньшем… Странам СНГ нужны новые стратегические партнеры, а их нет в мире… Однобокая ориентация на российский алкогольный рынок ошибочна…

- запрет поставок импортной продукции дешевого массового сегмента (молдавского вина и коньяка и грузинского коньяка) способствовал восстановлению - развитию производства отечественного вина, коньяка, шампанского, что с государственной точки зрения может оправдывать эти действия

- в 3 квартале - российская продукция окончательно закрепилась в массовом вино-коньячном сегменте продукции

- продолжение усиления на региональных рынках региональных брендов компаний «Галакта», «Байкалфарм», «Омсквинпром»…

- решается вопрос: что лучше? Максимально вертикально интегрированные Холдинги (как Группа Компаний «Виноградов», компания «ОША» ) или разделение труда?

- продолжается внутренне противостояние частного и государственного секторов алкогольной экономики: государство использует запрещенные в условиях рыночной экономики приемы (выпуск «бесприбыльной» водки «Росспиртпромовская» по 65 руб. в магазине: государство может себе позволить якобы бесприбыльное производство – в любом случае в виде налогов оно получает с бутылки водки около 40 рублей).

Особенности российской алкогольной консолидации (день сегодняшний и будущее):

- развитие «пивного типа консолидации» производителей (присоединение к головной компании заводов в разных регионах) с полной переориентацией на алкогольный бизнес (та же «Синергия» уже повещала об отказе от других видов бизнеса): два варианта объединения : вокруг лидера («Топаз» + «Первый купажный» + в г. Новосибирск), «Веда» («Веда» - Кингисепп + в Мордовии); «Заводы Гросс» (Ульяновск + Иркутск + Волгоград) или группа однородных заводов пока без ярко выраженного лидера («Синергия»).

- консолидация на основе многопрофильных Холдингов (консолидацию алкогольной отрасли в России в ближайшее время осуществят не западные мировые алкогольные компании, а российские профильные и многопрофильные холдинги, пришедшие с других рынков – новые игроки на рынке;

- межрегиональная (самый яркий пример сибирской «Формулы-Холдинга») и региональная (примеры в ряде областей: Московской и др.) консолидация алкогольных компаний (дистрибьюторов, импортеров),

- алкогольная диверсификация бизнеса производителей (связанная не только с открытием нового вида производства на своей базе, а и с приобретением новых предприятий);

- консолидация по типу ТД «МВЗ» (максимальная степень разнородной консолидации предприятий российского и международного рынка);

- главная особенность российской консолидации: никогда 80% рынка водки и ЛВИ в России не будут контролировать 10-12 компаний (обычно под словом компания понимают завод); в России около 90 регионов, в любом случае в каждом регионе будет работать хотя бы один завод, контролируемый местной администрацией, плюс заводы федерального уровня (минимум для России – 100 водочных предприятий);

- сохранение государственной консолидации («Росспиртпром», «Татспиртпром»)

Консолидация в России шла параллельно с желанием собственников продать свой бизнес, если найдется покупатель. Государство желает активно законодательно участвовать в процессе консолидации, в то же время оно должно быть заинтересовано прежде всего в другом: в развитии регионального производства в России. Тот же 102 закон насквозь пропитан желанием государства поспособствовать удушению региональных заводов, так бы и произошло, но вмешался кризис, который поставил в одинаковые условия и федеральных, и региональных производителей. Прежде чем государству рулить консолидацией, пусть посмотрит на таблицу, размещенную в отчете ЦИФРРА за январь-октябрь 2004-2007 г.г. ( «Структурные изменения легального алкогольного рынка России в январе-сентябре 2004-2007 г.г.»).

В тексте приведу содержание таблицы - Уровень консолидации различных сегментов алкогольного рынка - доли рынка 3-х, 5-ти и 10-ти компаний производителей (импортеров) рейтингов компаний по видам алкогольной продукции (производство спирта и водки и ЛВИ с учетом компании «Росспиртпром») в январе-сентябре 2007 г.

1. Если рассмотреть, какую долю контролируют первые 3 компании из рейтингов на рынке по объему производства или импорта, то получается следующее:

1.1. Производство алкогольной продукции:
- рынок спирта из пищевого сырья - 51% (первые 3 группы компаний);
- рынок водки и ЛВИ - 28,6% (первые 3 группы компании);
- далее – не группы компаний, а только конкретные операторы рынка:
- рынок шампанских и игристых вин - 45%;
- рынок коньяка и бренди - 28%;
- рынок вина виноградного – 19% (самый низкий показатель; консолидация на винном рынке только начинается; реально – только 3 группы на рынке: «МВЗ»+ «Мильстрим»; «Детчинский»+ «Кубанские вина»; «Ариант»+ «Кубань –вино»);
- рынок плодовых вин - 41%;

1.2. Рынок импортной алкогольной продукции (первые 3 импортера):
- рынок водки и ЛВИ - 77,7% (при безусловном доминировании «Немирофф»);
- рынок коньяков и бренди - 42%;
- рынок виноградного вина - 34%;
- рынок шампанских и игристых вин - 32%;
- рынок плодовых вин – 52,6%;
- рынок виски - 64%;
- рынок джина - 84%;
- рынок рома - 87%;
- рынок текилы - 71%;
- рынок вермутов - 84%;
- рынок ликеров и сладких настоек - 70%;

1.3. Рынок импортного сырья сырья:
- рынок коньячных спиртов - 53%;
- рынок виноматериалов - 38%;

2. Если рассмотреть, какую долю контролируют первые 5 компаний из рейтингов на рынке по объему производства или импорта, то получается следующее:

2.1. Производство алкогольной продукции:
- рынок спирта из пищевого сырья - 57,2% (первые 5 групп компаний);
- рынок водки и ЛВИ - 37,7% (первые 5 групп компании);
- далее – не группы компаний, а только конкретные операторы рынка:
- рынок шампанских и игристых вин - 61%;
- рынок коньяка и бренди - 36%;
- рынок вина виноградного – 26% (самый низкий показатель)
- рынок плодовых вин - 51%;

2.2. Рынок импортной алкогольной продукции (первые 5 импортеров):
- рынок водки и ЛВИ - 91% (при безусловном доминировании «Немирофф»);
- рынок коньяков и бренди - 53%;
- рынок виноградных вин - 45%;
- рынок шампанских и игристых вин - 44%;
- рынок плодовых вин – 69%;
- рынок виски - 79%;
- рынок джина - 93%;
- рынок рома - 93%;
- рынок текилы - 80%;
- рынок вермутов - 90%;
- рынок ликеров и сладких настоек - 82%;

2.3. Рынок импортного сырья сырья:
- рынок коньячных спиртов - 62%;
- рынок виноматериалов - 52%;

3. Если рассмотреть, какую долю контролируют первые 10 компаний и прочие компании из рейтингов на рынке по объему производства или импорта, то получается следующее:

3.1. Производство алкогольной продукции:
- рынок водки и ЛВИ - 54% (первые 10 групп компании, а прочие компании - 46%);
- далее – не группы компаний, а только конкретные операторы рынка:
- рынок шампанских и игристых вин - 83%, а прочие – 17%;
- рынок коньяка и бренди - 52% (прочие - 47%);
- рынок вина виноградного – 40% (самый низкий показатель), прочие – 60%;
- рынок плодовых вин - 70%; прочие – 30%;

3.2. Рынок импортной алкогольной продукции (первые 10 импортеров):
- рынок водки и ЛВИ - 97% (при безусловном доминировании «Немирофф»); прочие – 3%;
- рынок коньяков и бренди - 72%; прочие – 28%;
- рынок виноградных вин - 65%; прочие – 35%;
- рынок шампанских и игристых вин - 66%; прочие - 34%;
- рынок плодовых вин – 88%; прочие – 12%;
- рынок виски - 95%; прочие - 5%;
- рынок джина - 99%; прочие - 1%;
- рынок рома - 97%; прочие - 3%;
- рынок текилы - 95%; прочие - 5%;
- рынок вермутов - 96%; прочие - 4%;
- рынок ликеров и сладких настоек - 92%; прочие - 8%;

3.3. Рынок импортного сырья сырья:
- рынок коньячных спиртов - 80%; прочие – 20%;
- рынок виноматериалов - 70%; прочие – 30%.

Если рассмотреть подробно в разделах отчета ЦИФРРА рейтинги компаний (производителей и импортеров) в каждом сегменте алкогольного рынка, то оказывается, что 3, 5 и 10 первых компаний контролируют достаточно серьезные доли профильных рынков.

Вопреки расхожему мнению о недостаточной консолидированности российского алкогольного рынка текст и таблица, размещенная в Отчете демонстрирует прямо противоположенное - первые 10 групп компаний (для спирта и водки с ЛВИ) и отдельных компаний производителей и импортеров по видам алкогольной продукции рейтинга каждого сегмента алкоголя контролируют от 39,6% профильного рынка (производство виноградного вина) до 97,2% (рынок импорта водки и ЛВИ). Это не означает, что процесс консолидации замедлится, но для принятия «агрессивных» административных решений по консолидации сегментов алкогольного рынка в государстве нет оснований.
Автор: ЦИФРРА
Источник: alconews.ru

Добавил: ukrwine
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Друзья сайта
Натяжные потолки Киев
Copyright MyCorp © 2024