Четверг, 28.11.2024
AlcoMarketReport. Все о рынке алкоголя
Меню сайта
НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА
Главная » 2007 » Ноябрь » 9 » Бой с тенью
Бой с тенью
11:07
С 1 ноября на Украине должны были появиться марки акцизного сбора на алкогольные и табачные изделия нового образца, которые отличались бы не только дизайном, но и большей стоимостью. Однако сейчас в Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), инициировавшей смену марки, сомневаются, что проект будет реализован даже в следующем году, а Министерство финансов обвиняет в задержке предприятия отрасли.
 
Кардинально акцизная марка и ее стоимость на Украине не менялись с июля 2003 года. В 2005 году были введены новые марки с голографическими элементами защиты и дополнительными реквизитами для винодельческой продукции, однако спустя несколько месяцев технология производства была рассекречена – появились экземпляры подделок, которые имели реальные реквизиты и были изготовлены на высокоточном промышленном оборудовании. Поэтому в налоговой администрации уверены, что использование марок в течение долгого времени без изменений в дизайне и усовершенствования защиты создает благоприятные условия для развития теневого оборота, производства и реализации неучтенной продукции, а также использования для маркировки фальсифицированных марок. Так, в 2005 году темпы роста реализации марок акцизного сбора для маркировки алкогольной продукции отечественного производства отставали от прироста объемов продаж (реализация по сравнению с 2004 годом увеличились на 47%, а продажи акцизных марок – всего на 12%). В 2006 году было зафиксировано более чем двукратное увеличение количества изъятых алкогольных напитков с поддельными марками (758,8 тыс. бутылок), а рост реализации акцизных марок составил лишь 5%.
Эти показатели стали основными аргументами при разработке совместного с Минфином постановления Кабмина о вводе с 1 ноября нового образца акцизной марки для алкоголя и табака. Основными ее отличиями от ныне используемой являются дизайн и степень защиты. Новая марка стала более яркого цвета, бумага – более высокого качества без тонирующего эффекта, с просматриваемым рисунком и водяными знаками, а голографические защитные элементы должны быть со скрытыми спектральными метками (технология дает возможность лишь автоматизированной идентификации защиты). Соответственно, увеличились расходы на изготовление для государственного специализированного предприятия Минфина – полиграфкомбината "Украина". В ГНАУ прогнозируют, что в 2008 году цены на бумагу по сравнению с 2003 годом могут увеличиться в 1,7 раза, стоимость защитных красок – на 10%, а пластин для изготовления машинных форм – на 25%. Как подсчитали чиновники, стоимость самой марки на алкоголь повысится с 0,037 до 0,059 грн, на табачные изделия – с 0,022 до 0,038 грн. Рост мог бы быть еще более существенным, ведь в России, например, стоимость марки на алкоголь в 6,8 раза выше (0,25 грн). По подсчетам ГНАУ, при таком подорожании марки дополнительные годовые расходы производителей и импортеров алкогольной и табачной продукции должны были составить около 118 млн грн. Однако участники рынка оценивают такой переход в 300 млн грн, ведь только производителям сигарет (средний годовой объем производства – 120 млрд штук) это обошлось бы почти в 100 млн грн.
Кроме того, проект введения новой акцизной марки предусматривал проведение до 1 марта 2008 года полной инвентаризации остатков алкогольной и табачной продукции, маркированной акцизными марками старого образца, а также самих марок на полиграфкомбинате "Украина". Участники рынка вспоминают, что переход на новую систему защиты в 2003 году и процесс переклейки марок привел к дефициту товара и увеличению его стоимости. "У нас уже был прецедент, когда все алкогольные и табачные компании нанимали бабушек, и они переклеивали новые акцизные марки поверх старых",– говорит директор по корпоративным вопросам компании "Japan Tobacco International–Украина" Дмитрий Редько. А директор ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" (СОПАТ) Владимир Демчак отмечает, что и сегодня, по истечении четырех лет, на прилавках можно встретить продукцию с "двойной" маркировкой, что вызывает у потребителей массу вопросов и сомнений. Он также отметил, что на переклейку было выпущено на 150-200 млн марок больше, чем оставалось подакцизной продукции в розничной сети: "Как так получилось и кто за этим стоит, мы можем только догадываться, а раз догадываемся, то повторять эту ошибку второй раз не хотим".

Не все клеится

В налоговых органах с помощью внедрения новых образцов марок рассчитывали сократить теневой оборот и увеличить поступления от акцизного сбора на 1 млрд грн в год. Если в 2005 году перечисления в бюджет акцизного сбора по сравнению с предыдущим годом увеличились на 786 млн грн, то в 2006 году рост платежей за аналогичный период составил уже 667 млн грн. За первые восемь месяцев этого года выполнение плановых показателей по сбору акциза составило 96,3% (недобор – 157,83 млн грн). Сейчас, по подсчетам налоговиков, 20-30% алкоголя в торговых сетях продается ниже минимальной цены (9,76 грн/0,5 л), и если суммировать расходы на переработку спирта, наклейку, пробку, марку и тару, то получится, что эти производители работают себе в убыток. По мнению налоговиков, возможность продавать продукцию ниже минимальной цены достигается за счет закупок неучтенного спирта и минимизации налоговых обязательств.
Совместный контроль Гостаможни и ГНАУ за местонахождением спирта и введение акцизных складов и контрольных постов на предприятиях на снижение теневого оборота и значительное увеличение платежей в бюджет не повлияли. Впрочем, по словам источников в налоговых органах, теневое производство сократилось до 18%, хотя еще несколько лет назад составляло не менее 30%. В СОПАТ, наоборот, утверждают, что за последний год теневой оборот вырос с 18-20% до 22%, чему способствовало увеличение на рынке объемов неучтенного спирта. Поэтому, по словам господина Демчака, ГНАУ необходимо усиливать контрольно-проверочную работу бизнеса, а не менять дизайн марок: "Нужно не в марки играться, а усиливать контроль. Нам же предлагают именно имитацию контроля, чтобы потом сказать, что мы заменили марку и порядок навели".
Интересно, что еще в ходе доработки проекта постановления производители и импортеры алкогольной и табачной продукции дали понять разработчикам, что не заинтересованы в введении новой, более дорогой марки и сделают все возможное, чтобы этому воспрепятствовать. Впрочем, возможен компромисс, так как Кабинет министров предусмотрел в проекте Налогового кодекса возможность "дифференциации марок акцизного налога для маркировки водки и ликеро-водочных изделий в зависимости от содержания этилового спирта". Неопределенная политическая ситуация, правда, дает повод сомневаться в принятии как постановления, так и самого кодекса. Заместитель директора департамента Минфина по контролю за производством ценных бумаг, акцизных марок, документов строгой отчетности и голографических защитных элементов Владимир Штефан сообщил, что сроки были перенесены на 1 января 2008 года. При этом он считает, что внедрить предложение не удастся и тогда. "Предприятия сделали все, чтобы новую марку не ввели",– заявил господин Штефан.
По словам Владимира Демчака, чтобы приостановить запущенный налоговой администрацией процесс, участникам рынка пришлось писать совместные обращения к президенту Виктору Ющенко и премьер-министру Виктору Януковичу. Причем позиция и аргументы производителей, особенно табачников, достаточно весомы. По словам Дмитрия Редько, в последние годы на рынке не было обнаружено поддельных акцизных марок и фактов контрабанды. "Проблемы не существует. Нам не смогли предъявить обвинений. Если на Украине производится 120 млрд сигарет в год и потребляется не больше 100 млрд, то есть вопрос контрабанды? Естественно, нет. Так для чего это нужно? Какие-то процессы имеют смысл, если есть предпосылки и если нововведение приведет к результату. А в этом случае, наверное, кто-то решил заработать на пустом месте",– возмущается он.

Полная градация

Производители алкогольной продукции готовы поддержать в Верховной раде VI созыва законопроект, предусматривающий градацию акцизных марок. Сейчас они делятся на два вида: для продукции с содержанием спирта менее и более 25 объемных процентов. СОПАТ предлагает увеличить барьер до 37%, что повысит акцизный сбор и сократит теневой сектор. "Сейчас производитель платит 19 коп. за градус и с 25 градусов получается 4,75 грн, а с 40 градусов – 7,6 грн. Недоплата на литре – 2,85 грн",– говорит вице-президент ассоциации Юрий Жихарев. По прогнозам финансового директора ЛВЗ "Хортиця" Юрия Сухины, теневой оборот может сократиться на 10%. "Мы хотим, чтобы на 40-градусную водку нельзя было клеить марку слабоалкогольной продукции, а просто физическая замена одной марки на другую ничего не даст",– уверен он.

Наталья Непряхина
КоммерсантЪ
http://www.kommersant.ua
Добавил: ukrwine
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Друзья сайта
Натяжные потолки Киев
Copyright MyCorp © 2024