НОВЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА |
Рынок вин Украины,2008-2014гг
Рынок игристых вин и шампанского Украины, 2008-2014гг
Рынок игристых вин и шампанского Украины 2012г
Рынок коньяка Украины 2008-2014гг
Рынок коньяка Украины, 2013г
|
|
Главная » 2007 » Сентябрь » 11 » Замена акцизных марок на алкоголь и табак не решит проблему подделок, а лишь усугубит недобросовестную конкуренцию на рынке
Замена акцизных марок на алкоголь и табак не решит проблему подделок, а лишь усугубит недобросовестную конкуренцию на рынке | 07:44 |
Производители алкоголя и табака выступают против очередной замены марок акцизного сбора, готовящейся Государственной налоговой администрацией. В своем письме, адресованном Кабмину, Украинская ассоциация производителей табачных изделий «Укртютюн», Ассоциация «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака», Украинская корпорация по виноградарству и винодельческой промышленности «Укрвинпром», а также Национальная ассоциация развития торговли и сервиса обосновали нецелесообразность внедрения акцизных марок нового образца. По предварительным прогнозам представителей отрасли инициатива фискалов обойдется производителям в дополнительные 300 млн. грн., что, безусловно, ощутит на своем кармане конечный потребитель соответствующей продукции.
«В своем послании мы попытались донести до правительства, что такие изменения нет смысла принимать в том варианте, в котором предлагает ГНАУ, - отметил в комментарии газете «СЕЙЧАС» директор ассоциации «СОПАТ» Владимир Демчак. - На сегодняшний день существуют марки акцизного сбора установленного образца и соответствующая их стоимость, утвержденные постановлениями Кабмина. И мы не видим необходимости вносить корректировки в данную систему, если она и так вполне всех утраивает». По словам г-на Демчака, сами налоговики отмечают, что за все время своей работы эти марки засвидетельствовали достаточно надежный механизм защиты подакцизной продукции, следовательно, возникает вопрос, зачем тогда их менять. «Если же речь идет об имитации марок, то для того чтобы устранить эту проблему, нужна замена дизайна марки, а не ее самой. По аналогии, как изменяется внешний вид денежных средств во избежание подделок», - уверен эксперт. И добавил, что изменения дизайна акцизных марок вполне можно достичь в рамках применяемых сегодня систем защиты - без увеличения стоимости.
В то же время налоговая, судя по всему, придерживается несколько иного мнения по этому вопросу. Необходимость принятия правительственного постановления «О внедрении марок акцизного сбора нового образца с усиленными защитными элементами для маркирования алкогольных напитков и табачных изделий» ГНАУ объясняет тем, что производители алкоголя и табака, используя подделанную маркировку, минимизируют налоговые обязательства. По данным администрации, в 2005 г. введенная двумя годами раньше технология производства новых акцизных марок с голографической защитой была рассекречена, вследствие чего уже осенью 2007 г. на рынке были выявлены подделки. Кроме того, со слов представителей налоговой, начиная с 2003 г. не изменялась также стоимость марок при одновременном увеличении затрат на их изготовление. «При этом цена российской акцизной марки на алкоголь, к примеру, в 6,8 раз превышает стоимость аналогичной отечественной марки», – отмечают в ГНАУ. Напомним, что, согласно постановлению Кабмина от 20.06.2003 №926, на сегодняшний день размер платы за одну марку акцизного сбора для алкоголя составляет 0,037 грн., для табачных изделий - 0,022 грн. Однако по предварительным подсчетам экспертов «СОПАТ» усовершенствованные марки с повышенной стоимостью 0,05908 грн. (алкоголь) и 0,03748 грн. (табак) обойдутся производителям в сумму порядка 300 млн. грн. «И мы не уверены, что эти деньги дойдут до государственной казны. С экономической точки зрения такие расценки не обоснованы, однако их введение, в конечном счете, отразится на кармане потребителя, который вынужден будет платить повышенную стоимость за готовую продукцию», - считает руководитель ассоциации.
Нецелесообразность замены марок подтвердили газете «СЕЙЧАС» и в ЗАО «Киевский завод шампанских вин «Столичный», входящем в состав «Укрвинпрома»: «Предложенный ГНАУ проект не сможет решить проблем, связанных с обеспечением контроля и искоренением незаконного оборота подакцизной продукции. Помимо этого, следует учитывать, что введение новой марки, согласно планам ГНАУ, предусматривается уже с 1 ноября текущего года, тогда как бюджеты субъектов хозяйствования на 2007 г. были утверждены еще в августе 2006-го, а бюджеты на 2008 г. – в августе 2007-го», - сообщили на заводе.
По данным ГНАУ, в 2005 г. введенная двумя годами раньше технология производства новых акцизных марок с голографической защитой была рассекречена, вследствие чего уже осенью 2007 г. на рынке были выявлены подделки
Солидарную с представителями винодельческой и табачной отраслей позицию, похоже, заняли и профильные эксперты. «Вопрос с очередным обновлением марок, по моему мнению, сконцентрирован излишне, - сказал газете «СЕЙЧАС» Константин Кузнецов, ведущий эксперт экономических программ Центра экономических и политических исследований имени Разумкова. - Безусловно, инициативу об усилении элементов защиты акцизных марок нельзя назвать абсолютно пустой затеей, однако эту проблему следует решать в комплексе, и даже после решения ряда других, более насущных». К последним г-н Кузнецов относит, в частности, усовершенствование самого механизма обложения акцизным сбором путем обновления отраслевого законодательства, а также разумное расширение соответствующей базы налогообложения, что позволит сделать систему взимания данного сбора более справедливой. «Недобросовестность деятельности в этом сегменте проявляется и в том, что, к примеру, некоторые предприятия, используя несовершенство системы, изготавливают якобы слабоалкогольную продукцию при 40%-м содержании в ней спирта и уплачивают при этом налоги в меньшем размере. Тогда как другие производители вынуждены платить в полном объеме», - прокомментировал эксперт. И добавил, что система налогообложения подакцизной продукции должна не только обеспечивать достаточные поступления в бюджет, но и не мешать качеству этой продукции. «Только при условии реализации всех вышеперечисленных мер можно говорить об эффективности введения новых марок «под соусом» повышения уровня их защиты. В противном же случае, они как подделывались, так и будут подделываться дальше», - заключил г-н Кузнецов.
Согласен с ним и Александр Яворский, директор экономических программ Украинского союза промышленников и предпринимателей: «Голографические элементы защиты, введенные 4 года назад, доказали свою неэффективность, ведь марки продолжают подделываться, - заявил газете «СЕЙЧАС» специалист. Со слов г-на Яворского, предыдущая практика показала, что такая замена с разной степенью критичности так или иначе отображается на стоимости продукции. «Производители же алкоголя и табака в данном случае могут пойти двумя путями: повысить цены на соответствующие товары либо удержать их на прежнем уровне за счет рентабельности в целях сохранения конкурентных позиций на рынке», - полагает эксперт.
Помимо этого, г-н Демчак указал на еще один аспект «марочной» проблемы. «Нам абсолютно не понятна та процедура, которая ныне предлагается для алкоголя – одновременное наклеивание двух марок (старой и новой), - подчеркнул он. - Основываясь на опыте 2005 года, мы можем сегодня предположить, что этот порядок не совершенен. Тогда на рынке каким-то образом оказалось на 200 млн. марок больше, чем необходимо. В Законе «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» четко записано, что марка является подтверждением уплаты акциза. И возникает справедливый вопрос: зачем же тогда дважды подтверждать уплату акциза?». По словам г-на Демчака, замена марок может стать предметом злоупотреблений, когда субъекты будут покупать марки на выгодных условиях – по их себестоимости без уплаты акцизного сбора. Таким образом, можно говорить и о нарушении конкурентных условий работы на рынке, когда отдельные предприятия будут получать преимущества, не уплачивая акцизный сбор и НДС на свою готовую продукцию. «В рыночной экономике такие механизмы не допустимы, поскольку они наносят урон как бизнесу, так и государству, но помогают выжить отдельно взятым чиновникам», - резюмировал директор «СОПАТ».
Напомним, что, согласно указанному Закону, утверждению нормативно-правового акта предшествует процедура обнародования его проекта, чтобы в течение срока от одного до трех месяцев заинтересованные субъекты могли высказать свои замечания и предложения по нему. Последние подлежат обязательному рассмотрению разработчиком этого проекта, по результатам которого разработчик либо полностью или частично их учитывает, либо мотивированно отвергает.
Представители отрасли убеждены, что правительство непременно отреагирует на справедливые замечания производителей алкогольных и табачных изделий. Более того, формальным поводом для пересмотрения инициативы фискалов может послужить нарушение установленной процедуры принятия нормативных актов, содержание которых в состоянии оказать влияние на бизнес. Как отмечается в совместном письме организаций, направленном в Кабмин, проект правительственного документа о замене акцизных марок, информация о котором была обнародована ГНАУ 13 августа, на данный момент проходит процедуру согласования в центральных органах исполнительной власти, однако «вопреки Закону «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», он не был обнародован с целью получения замечаний и предложений».
ГЛАВНОЕ Отстаивать интересы производителей ликеро-водочной продукции и табака вознамерились четыре организации, имеющие опыт представления интересов плательщиков акцизного сбора. Главной проблемой, по мнению экспертов, является то, что замена марок будет использоваться недобросовестными субъектами рынка с тем, чтобы получить марку, не уплачивая при этом акцизный сбор. В то же время сама по себе марка не является инструментом контроля, а только подтверждением уплаты акциза. Именно поэтому для обеспечения действенного контроля в данном сегменте необходимо не переклеивание марок, а изменение механизма взимания сбора, в том числе посредством внесения изменений в законодательство. Учитывая, что в процессе подготовки соответствующего правительственного документа имели место некоторые нарушения принципов регуляторной политики, требованиям производителей должны внять или, по крайней мере, - должным образом на них отреагировать. Если же очередному переучету акцизных марок таки суждено состояться, вполне вероятно, что производители, покрывая затраты на приобретение новых марок, вынуждены будут поднять цену на соответствующие товары либо же сохранить их на прежнем уровне за счет собственной рентабельности. Надежда Сиренко, "Сейчас"
|
Добавил: ukrwine
|
|
|
Натяжные потолки Киев
|